Для начала несколько мыслей, что пришли в голову в процессе написания данного опуса.
1. Трамвайные пути не хотят признавать дорогой, так как тогда они попадают под требования строительства дорог (в том числе строительство обочин), чего трамваям не очень-то и нужно. Могут ли быть трамвайные пути вне дорог? Пока не знаю. В определении "Маршрутное транспортное средство" прямо сказано, что трамвай ездит по дорогам.
2. Железнодорожный транспорт тоже подпадает под такое определение дороги. Как быть с ним? С ж/д переездами?Начнём с понятия "Дорога". Я буду использовать уже озвученные в этой теме мысли и потому не претендую на их авторство. Вносимые изменения буду выделять. Комментария после очередной цитаты.
"Дорога" - обустроенная или приспособленная для использования транспортными средствами (а также пешеходами) полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Считаю, что указание "в соответствии с ПДД" приводит к зацикливанию понятий и ни к чему хорошему не приведёт (хотя надо подумать над этим). Указание "а также" конкретизирует, что дорога - это в первую очередь для ТС, а уж потом для пешеходов. То есть тропинка - это не дорога.
"Проезжая часть" - элемент дороги, предназначенный для движения транспортных средств и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, – для движения пешеходов. Может включать в себя трамвайные пути или состоять только из них.
Тут белорусы правильно сказали, осталось только немного добавить, что трамвайные пути сами могут образовать проезжую часть.
"Тротуар" - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, – для движения транспортных средств и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее разделительной полосой.
Выбрасываю понятие "газон" как класс. Для симметрии указываю, что всё-таки возможны движения ТС по тротуарам.
"Обочина" - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Ну тут пока ничего не меняю.
"Разделительная полоса" - элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части или проезжую часть и тротуар и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств и движения пешеходов.
Как видите, теперь слова "газон" нет вообще. Разделительная полоса может быть организована в том числе и в виде газонов.
"Трамвайный путь" - часть проезжей части, предназначенная для движения трамваев.Просто и понятно. Это не полоса движения, это просто особый участок на проезжей части.
Трамвай - механическое транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам, участвующее в дорожном движении и не являющееся железнодорожным транспортным средством.
Можно добавить определение трамвая (аналогично и для троллейбуса), но здесь уже можно использовать общеизвестные определения слов.
"Автомагистраль" - дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
Раз трамвайные пути являются частью проезжей части, а значит, и дорогой, то выделение их отдельно уже смысла не несёт.
"Полоса движения" - любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд.
"Номер полосы движения" - порядковый номер полосы движения, считая от правого края проезжей части.
Белорусы молодцы, я лишь добавил понятия номера полосы (тоже тот ещё сумбур).
Теперь что касается движения через трамвайные пути. Данный термин встречается в пп.8.5, 9.6, 12.1, 12.4, 13.6, 13.9, 13.11, 18.1, 24.3.
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток или выезда с перекрёстка, где организовано круговое движение. При въезде на перекресток или выезда с перекрёстка, где организовано круговое движение, необходимо не увеличивать номер полосы движения.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками 5.15.1 или 5.15.2 либо разметкой 1.18 не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
Сам "трамвайный текст" решил оставить, но не удержался от правки кругового движения. Смысл - едешь по второй полосе, то заезжай или съезжай на первую или вторую полосу, но не на третью.
9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево и развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Движение по трамвайным путям встречного направления вдоль их направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение вдоль трамвайных путей через перекресток запрещается.
Решил конкретизировать, когда разрешён выезд на встречные трамвайные пути. Кстати, движение по путям встречного направления - это обгон или опережение в моём случае?
12.1, 12.4, 13.6, 13.9, 13.11 - без изменений.
18.1. Трамвай не имеет преимущества перед безрельсовыми транспортными средствами при выезде из депо.
Теперь пересечение трамвайных путей вне перекрёстка невозможно. Выезд из депо - это выезд с прилегающей территории, но стоит оставить.
24.3 - без изменений
Но вот на что я наткнулся:
24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
...
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
...
И как им, сердешным, быть? Ехать дальше. Ни указаний, ни идей...