Mishutka, я как бы комментировал статью на pddmaster, и не пытался принять участия в дискуссии по поводу объезда автобуса... Но думаю будет в тему.
У велосипедистов, часто возникает вопрос ГДЕ расположен "правый край проезжей части" по которому допускается движение в п.24.2. Отсутствие определения в п.1.2, разъясняющего материала и желание/необходимость кого-то объехать/обогнать вызывает бурление... Где его только не находят. И на разметке 1.2, и во второй полосе (в случае, если правый ряд запаркован). Некоторые утверждают, что право это не лево, слово край может означать не только границу, но и некоторую областью. А значит, вся та часть ПЧ, которая предназначена для движения прямо это "правый край", а та часть, которая предназначена для движения в противоположном направлении - "левый край"
Я нашел вопрос билета, где наглядно видно, что "правый край" из п.24.7 (очевидно, тот же, что и в п.24.2) больше похож на "крайнее правое положение" (так же нет определения в п.1.2, тем не менее это не мешает никому правильно понимать п.8.5).
Если посмотреть на историю вопроса, давным-давно был "один метр", до 2014 г. "возможно правее". С 2014, наконец-то, дополнительные требования для велосипедов (и мопедов) выделили в отдельный раздел (отделив от гужевого транспорта и погонщиков). Официально разрешили двигаться по тротуару (в исключительных случаях). Видимо, чтобы конкретизировать эти исключительные случаи, сменили формулировку (по моему мнению, не очень удачно, "крайнее правое положение" было бы лучше).
Действительно, по п.9.4 по возможности ближе к правому краю это не занимать левые полосы при свободных правых. Правда, слева велосипед все еще ограничивал п.9.5. Но некоторые велосипедисты считают, что на них это не распространяется, т.к. конструктивных ограничений у велосипеда нет, а они могут раскручивать больше 40 км/ч. Возможно даже (какая крамола), по этой причине они считают, что и запрет в п.16.1 на них распространяться. Но оставим это на их совести.
Если заглянуть в будущее (посмотреть проект изменений в ПДД), то в раздел 24 добавят СИМ. Некоторым из них разрешат "правый край", но с ограничениями на объезд и опережение. В первой редакции проекта пункт был неудачно сформулирован. Можно было понять, что эти ограничения распространяются на велосипедистов. В следующей редакции это недоразумение исправили.
Таким образом, Законодатель не считает и не собирается считать, что велосипедистам запрещен объезд и опережение. Скажу более, велосипедисту ПДД не запрещает обгон!
Вторая ссылка, где рассматривался п.9.4, была на мои соображения, по поводу расположению велосипеда на ПЧ, высказанные на форуме сайта "ВелоПитер" в теме "Опять о старом - о правом крае". Поскольку ссылку порезали, а у Вас это вызвало интерес - цитирую.
Bogdanter сказал(а) 16.07.2020 в 21:34:
В ПДД заложена неопределенность, умышленно или нет. Пока эту неопределенность не исключить, автомобилисты и дальше так будут думать.
Конечно, ПДД не эталон логической строгости, но проблема скорее в головах ортодоксов 24.2. Читаем первый абзац п.9.4.
Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
Почему у водителей автомобиля нет вопроса (который регулярно возникает у велосипедистов), что делать когда правая полоса только на право (и о ужас - она свободна), а надо прямо?
Далее, мои соображения, по поводу "правого края".
Как ни странно, мои представления о том, где он расположен, всегда совпадали с иллюстрацией Б34В10 (см. предыдущий пост).
В первом абзаце п.9.4 нет оговорки "с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2", как во втором абзаце, где в населенных пунктах разрешается занимать любую полосу. Здесь Законодатель не различает ТС на механические, тихоходные, велосипеды и т.п. Все ТС должны "по возможности ближе к правому краю" ПЧ. Логично сделать вывод, что Законодатель считает, что это условие "по возможности ближе к правому краю" равно или строже "по крайней правой полосе" из п.9.5 или "по правому краю" из п.24.2.
Проводя аналогию с тем, в каких случаях ТС может покидать правую полосу вне населенных пунктов, где действует ограничение "по возможности ближе к правому краю" и ТС из п.9.5 (под которые велосипед подпадает), на которые действует ограничение "по крайней правой полосе" (в качестве разъяснений удобно взять ответы к экзаменационным вопросам из билетов экзамена в ГИБДД на тему расположения ТС на ПЧ), делаем вывод, что велосипедист может покидать ПК ПЧ для объезда, опережения, обгона, поворота на лево и проезда прямо (когда правые полосы только направо). Заметим, что велосипедист не должен покидать правую полосу только для поворота налево (п.24.8, где перечислено, что запрещено велосипедистам), но не в остальных случаях. Также необходимо заметить, что смещение даже только внутри полосы для велосипедиста (из-за его небольших габаритов по ширине) по п.1.2 это перестроение со всеми вытекающими (п.8.1, п.8.4 и другие).
Действительно, у велосипедиста иногда нет возможности безопасно выполнить маневр перестроения левее, как ему предписывают пункты раздела 8 ПДД. Видимо, на этот случай Законодатель предусмотрел в п.24.2 дополнительное (которого нет у других ТС) право (но не обязанность), в случае если ПК ПЧ занят, двигаться по обочине или тротуару.
Очень хотелось бы иметь приоритет при перестроении, по крайней мере, направо. Скорости местами несопоставимые. Достаточно часто мне уступают, когда показываю, что хочу перестоится (или только начинаю вертеть головой). Правда не уверен, делают это из вежливости, следуя правилу ДДД или помня о ст.1079 ГК
. А бывает и нет.
Помните!
8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.
Для управления велосипедом не нужно сдавать на права. Я не сторонник введения таких прав. Но как следствие, в билетах нет специализированных вопросов для велосипедистов, ответы на которые можно использовать, как разъяснения по конкретным ситуациям. Наиболее близкая тема мопеды.
И да, я понимаю, что у вас,
Mishutka, не укладывается в голове, но велосипед это транспортное средство и на него распространяются ВСЕ пункты ПДД относящиеся к ТС, в том числе п.9.4.