В первой ситуации я лично не заметил никакого перестроения. Судя по Вашим фото, Вы как ехали прямо, так и едете по полосе сопряжённой с той, что была до перекрёстка. Но в любом случае, куда бы после перекрёстка Вы ни ехали, прямо или в поворот, главная задача - не наехать на хотя бы сантиметр встречной полосы (лишение в/у от 4 до 6 мес.)! Надо попасть строго на попутные полосы! Для этого - совет - всегда старайтесь держаться ближе к бордюру (обочине), и тогда спорных ситуаций избежите, и машина целее будет.
Теперь о перестроениях. Перестроение - это выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда, т.е. в пределах одной проезжей части Вы пересекаете либо имеющуюся, либо мнимую линию разметки 1.5, находящуюся справа или слева от Вас, и продолжаете двигаться прямо. В таких случаях включать указатель поворота (заблаговременно!) Вы просто обязаны. Но бывают и другие случаи - в зависимости от конфигурации перекрёстков. Например, Ваша вторая ситуация: за перекрёстком проезжая часть имеет уже не три, а две полосы, и тогда три коллоны ТС (до перекрёстка) плавно перестраиваются в две (за перекрёстком). В таких случаях понятие "перестроение" сюда не подходит, т.к. переход из трёх в две полосы разметкой не указан, зато до и после перекрёстка разметка чётко делит проезжую часть на полосы. Что делать? Опять то же самое - держаться правее. Включать указатель поворота здесь не надо. За исключением случаев, когда Вы движетесь ну в очень плотном потоке машин и желаете переехать из одного ряда машин в другой (это в целях безопасности). Но когда Вы двигаетесь через такой перекрёсток свободно, то указатель поворота включать не надо - Вы ведь никуда не поворачиваете, едете прямо. Более того, это тот самый случай, когда включив указатель поворота в такой ситуации, Вы можете сбить с толку других участников движения.