Реальная ситуация, произошедшая несколько лет назад.
Зима, снег. Четырехполосная дорога с разделительной полосой в виде газона посередине. Перекресток, в ожидании зеленого сигнала светофора в левом ряду стоят три автомобиля. В правом один автомобиль, мой. По левому ряду в этом же направлении приближается автомобиль ДПС с включенными синим и красным маячками и специальным звуковым сигналом. В последний момент автомобиль ДПС перестраивается в правый ряд, за мной. Я стою на месте. Ведь согласно правилам:
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Вот я и не начинаю, не возобновляю и т. д. С чего это я должен выезжать на красный сигнал на перекресток?
Автомобиль ДПС сдает назад и стремится в левый ряд. Водители в левом ряду начинают кто сдавать назад, кто выезжать-таки на перекресток, выпуская автомобиль ДПС.
На первый взгляд в новой редакции ПДД мои действия (бездействие) в подобной ситуации будут неправомерны. Однако читаем:
«3.2. При приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу или освободить полосу (ряд) проезжей части путем перестроения или выполнить иной маневр, предусмотренный Правилами, в случае приближения по той же полосе (в том же ряду) указанного транспортного средства для обеспечения его беспрепятственного проезда».
Выезжать за стоп-линию (знак 6.16) на запрещающий сигнал светофора гражданскому автомобилю Правила по-прежнему не разрешают. Так что снова стоим на месте.
Выход из этой ситуации, думаю, возможен только один. Сотрудник ДПС через громкоговоритель дает мне указания выехать на перекресток на запрещающий сигнал светофора. Если в результате такого маневра произойдет ДТП? Кто виноват? Думаю, сотрудник ДПС, ведь я выполнял его указания.
Опять же в новой редакции есть ньюанс — «в случае приближения по той же полосе (в том же ряду) указанного транспортного средства».
Если бы в описанной мною ситуации автомобиль ДПС изначально приближался бы по «моему» правому ряду, то я, увидев и услышав спецсигналы, должен был бы сдать назад, открыв тем самым проезд. Но опять же, если я увидел автомобиль ДПС слишком поздно и он уже «запер» меня в правом ряду — я стою на месте.
P. S. Я не против уступить дорогу спецавтомобилю, просто хочется это делать согласно правилам. И безопасно!