Вопрос. Какие пункты Правил применимы в следующей ситуации? Водитель осуществляет движение своего автомобиля задним ходом с дороги на прилегающую территорию. С прилегающей территории к пересечению с дорогой приближается другой автомобиль. Их траектории движения пересекутся вблизи этого пересечения. Как действовать?
NAA, Пункт, касающийся движения задним ходом, 8.12:
8.12. Движение транспортного средства задним ходомразрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц. Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.
на мой взгляд вполне однозначно лишает ТС, движущееся задним ходом, любых преимуществ перед кем бы то ни было. Т.о. автомобиль, движущийся задним ходом, при возниконовении ситуации, в которой он может создать помеху другому ТС, должен уступить ему дорогу.
Веселее в ситуации, когда они оба будут двигаться задним ходом в ситуации равнозначного движения (например по той самой прилегающей территории) - в Москве не раз наблюдал подобную картину, и видел пару ДТП, возникших как раз в такой ситуации..
Oskold! В Вашем "веселом" варианте при равном праве на движение применим пункт 8.9 (помеха справа). Согласен с Вами, что к моему варианту применим п.8.12. Но все-таки, наверное, существуют в этой ситуации некотороые неоднозначные моменты. Водитель а/м, движущегося задним ходом находится на главной дороге. Это сразу ставит его в неравнозначное положение по отношению к водителю на второстепенной дороге. Предположим, что столкновение а/м произошло не полностью на прилегающей территории, а на самом пересечениии, и часть а/м находиться на главной дороге. Ведь он может заявить, что он и не пытался дальше съезжать с пересечения. А у второго водителя возникает необходимость доказать, что он не нарушил п.1.2 ( "Главная дорога", "Уступить дорогу"). Конечно, если водитель уже стоял перед выездом на главную дорогу, он не должен "сдавать" задним ходом, делать еще что-либо для пропуска водителя, находящегося на главной дороге и задумавшего двигаться задним ходом ( за исключением посигналить, если вдруг тот водитель не заметил помеху). На мой взгляд, если есть вероятность столкновения вблизи пересечения, нужно уступить дорогу, а/м, движущемуся с главной дороги. Будет себе дешевле.
Здравствуйте NAA. Ссылка на п. 1.2 некорректна. Там прямо не сказано, кто и где имеет преимущества. Скорее нужно сослаться на п. 8.3. Давайте расположим рядом два пункта.
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
8.12. Движение транспортного средства задним ходомразрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц. Движение задним ходом запрещается на перекрестках и в местах, где запрещен разворот согласно пункту 8.11 Правил.
На лицо противоречие. Видимо в ПДД нужно было указать, что п.8.3 относится к движению передним ходом, а пункт 8.12 - специальный, имеющий преоритет над другими.
NAA, ну разумеется преимущество в "веселом" варианте будет определяться по правилу помехи справа. Я видимо не до конца выразил то, что имел ввиду. Как в этом случае эту помеху определять? Справа по направлению движения ТС или справа по ориентации ТС?? В случае движения вперед все понятно - там что по движению, что по ориентации "справа" это с одной и той же стороны. А вот в случае заднего хода? Пункт 8.9 говорит только о том, что дорогу должен уступить водитель, к которому ТС приближается справа.
sclar писал(а):Справа - это где Ваша правая рука. И не важно передний или задний ход.
Еще более запутанно. Один сдает по зеркалам, другой повернувшись назад вполоборота - у него правая рука вообще со стороны заднего борта автомобиля... Я к тому, что "справа" - слишком абстрактное понятие. В каждом конкретном случае оно будет своим. А должно быть однозначным и конкретным, раз уж ПДД требуют пропускать ТС приближающееся именно справа. Справа от чего?? Конкретики нет.
sclar писал(а):Справа - это где Ваша правая рука. И не важно передний или задний ход.
Еще более запутанно. Один сдает по зеркалам, другой повернувшись назад вполоборота - у него правая рука вообще со стороны заднего борта автомобиля... Я к тому, что "справа" - слишком абстрактное понятие. В каждом конкретном случае оно будет своим. А должно быть однозначным и конкретным, раз уж ПДД требуют пропускать ТС приближающееся именно справа. Справа от чего?? Конкретики нет.
Ну, тогда и непонятно, как проезжать равнозначные перекрёстки с углом 120 градусов и больше? Получается, что машина подъезжает не справа, а скорее сзади, чем справа? В ПДД про это ничего не сказано?
Позволю себе привести иллюстрацию из трех рисунков для большей наглядности. Итак рис. 1: Движение вперед. Красной штриховкой обозначена зона, находясь в которой ТС является "помехой справа" и имеет преимущество в движении, если Правилами не регламентировано иное. Тут все понятно и однозначно - других альтернатив положению "справа" просто нет. Человек сидит за рулем, смотрит вперед и едет вперед. Именно так этот термин понимаю на дороге я и подавляющее большинство водителей.
тем не менее рис. 2: Та же ситуация. Но я счел нужным ее упомянуть, ибо за свою автомобильную жизнь повстречал немало водителей, которые этот термин трактуют именно таким образом - для них "помеха справа" это то, что справа впереди. Вровень - уже нет.
И собственно сама ситуация - рис. 3: Водитель автомобиля А, двигаясь назад, считает, что раз он движется назад, то "справа" для него это вот так (зона, обозначенная штриховкой). Водитель автомобиля Б, тем не меее считает, что направление движения значение не имеет, и для него "справа" вот так (тоже зона, обозначенная штриховкой).
В итоге имеем двух водителей ТС, траектории движения которых пересекаются, и каждый уверен в том, что другой должен ему уступить. Результат - ДТП. Такие ДТП я встречал во дворах. И думаю, их на деле немало. Тем не менее с точки зрения ПДД правы оба водителя. Поскольку Правила применяют относительное (а не абсолютное) условие "справа" и не задают для него точку отсчета, оставляя это на откуп водителям. Оба же они и неправы, поскольку те же ПДД разрешают движение задним ходом только при условии, что не будет создано помех другим участникам движения.
Как быть? Вот в чем вопрос. Как поступаю я в таких ситуациях? Я останавливаюсь и не создаю помех. Пусть мне для этого и придется подождать даже 5-10 минут. Это ничто в сравнении с часами ожидания ДПС и последующей беготней по страховым.
И собственно сама ситуация - рис. 3: Водитель автомобиля А, двигаясь назад, считает, что раз он движется назад, то "справа" для него это вот так (зона, обозначенная штриховкой). Водитель автомобиля Б, тем не меее считает, что направление движения значение не имеет, и для него "справа" вот так (тоже зона, обозначенная штриховкой).
В итоге имеем двух водителей ТС, траектории движения которых пересекаются, и каждый уверен в том, что другой должен ему уступить. Результат - ДТП. Такие ДТП я встречал во дворах. И думаю, их на деле немало. Тем не менее с точки зрения ПДД правы оба водителя. Поскольку Правила применяют относительное (а не абсолютное) условие "справа" и не задают для него точку отсчета, оставляя это на откуп водителям. Оба же они и неправы, поскольку те же ПДД разрешают движение задним ходом только при условии, что не будет создано помех другим участникам движения.
Как быть? Вот в чем вопрос. Как поступаю я в таких ситуациях? Я останавливаюсь и не создаю помех. Пусть мне для этого и придется подождать даже 5-10 минут. Это ничто в сравнении с часами ожидания ДПС и последующей беготней по страховым.
Уважаемый Oskold. Не прав водитель "А", который перепутал, где право, где лево. Это часто бывает.
8.9. В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
Ещё раз обратите внимание на выделенные слова. Если водитель сидит в полоборота, то это не значит, что он повернулся полностью, и руль переставил назад. Раньше были такие трактора СШ-16. На них можно было руль переставить назад, перевернуться и ехать кузовом вперёд. Ну тогда у него менялись стороны право-лево. Таких современных автомобилей я не знаю.