Читала отзывы о сдаче экзаменов экстерном и поняла, что лучше бы сразу выбрала этот вариант, нежели тратить время и деньги в автошколе. 3 месяца училась в автошколе г. Железнодорожного Московской области. Половину своего воскресенья тратила на уроки по теории, которые ничего мне не дали. Ни устройства автомобиля, ни первой медицинской помощи, ни безопасного вождения не проходили. Все в пределах экзаменационных вопросов, которые все могут и сами дома почитать.
С автоинструктором повезло больше. Очень корректно заставлял искать логические ответы на мои же вопросы, основываясь на знаниях ПДД, рассказывал много разных дорожных ситуаций.
Читаю некоторые отзывы о сдаче экзаменов с первого или второго раза, проехавших по прямой 100 м и т.п., и не верю, что такое возможно. Может быть, в нашем ГИБДД слишком много тех, кто «покупает» водительские удостоверения, поэтому инспекторам приходится предвзято относиться к сдающим без денег?
Экзамен - самое предсказуемое шоу. Теорию и площадку сдала с первого раза. Выехала в город, проехала минут 20. За это время инспектор не смог найти ошибок на 5 штрафных баллов. Для тех, кто нарушает правила, экзамен в городе заканчивается за 3-5 минут.
Одну ошибку признаю (не продублировала поворотник при развороте, когда он выключился, но это не 3 штрафных балла, а один, т.к я его все-таки включила!), вторую ошибку инспектору пришлось высосать из пальца. Оказывается, при повороте направо на двухполосную дорогу (по одной полосе в каждом направлении) после правого поворотника непременно надо включать левый, так как якобы идет сужение дороги, а расширением он назвал закругленный угол перекрестка. Говорил про ошибки не в машине перед видеорегистратором, а на улице, подсунул протокол, где было написано, что я не включила поворотник 2 раза. Итого: всего 6 штрафных баллов.
Очень жалею, что не взяла свой видеорегистратор и не засняла дорогу. Поняла, что доказывать что-то бесполезно, и подписала протокол.
Как оказалось, другим ученикам, которые хорошо ездят и проехали 20 минут, тоже приписали ошибки, которых они не совершали, и никто не стал спорить, потому что все хотят когда-нибудь получить водительские удостоверения в этом ГИБДД
Позвонила потом одному из руководителей автошколы и рассказала, что произошло на экзамене, как инспектор придумал ошибку, спросила, почему в автомобиле на экзамене не присутствуют свидетели или хотя бы видеорегистратор, направленный на панель (спидометр, индикаторы поворотников), как автошкола допускает такой беспредел. Внятного ответа, само собой, не получила.
Хотелось бы поделиться опытом сдачи повторного экзамена. Может быть, мой рассказ поможет тем, кто почувствовал все прелести предвзятого отношения инспектора ГИБДД на экзамене.
Первый раз мне написали ошибку, которую я не совершала, поэтому я поняла, насколько недобросовестны те инспекторы, которые принимают экзамен в нашем ГИБДД, и решила «подготовиться» лучше.
1. Инструктор. Хотя инструктор ни разу не намекал мне на сдачу экзамена за деньги, решила открыто поговорить с ним и объяснила, что платить буду только за дополнительные занятия, а не за экзамен. Расчет был как на то, чтобы заинтересовать инструктора дополнительным заработком на занятиях, так и на то, чтобы он «случайно» передал мои слова инспекторам, с которыми они здороваются за руку каждый день (пусть тоже знают мою позицию).
2. Маршрут. Маршрут на повторном экзамене отличался от первого. Города я совсем не знаю, поэтому распечатала карту города, выделила 3 маршрута и попросила инструктора называть все улицы, которые мы проезжаем. На занятиях карта всегда была передо мной, а видеорегистратор записывал не только дорогу со знаками, но и наши комментарии. Таким образом, я прекрасно узнала город, в котором живу совсем недавно, и мне уже было несложно представить свое местонахождение на маршруте.
3. Сложные участки. Несмотря на то, что теорию я сдала без ошибок, наверное, как у многих новичков, иногда на сложных участках не сразу соображала, каким образом применить свои знания теории на практике (для этого в движении имеется всего 1-2 секунды, а не целая минута, как на теоретическом экзамене). Несколько раз проезжала сложные «кривые» или «пятилучевые» перекрестки, чтобы отработать на них поворот в любом направлении, рассмотрела все остатки стоп-линий, которые видны только в непосредственной близости от них.
4. Видеорегистратор. Перед началом экзамена я попросила разрешения установить в автомобиль свой видеорегистратор, чтобы «посмотреть на свое вождение со стороны». Поскольку я не знаю, что конкретно снимает видеорегистратор ГИБДД, направила свой на дорогу. Знаю точно, что мой регистратор записывает дорогу, знаки, «щелканье» поворотников, а также на записи хорошо видно снижение скорости на участках с ограничением «20 км/ч».
5. Подготовка вопросов. На маршрутах было несколько участков, на которых инспектор мог «завалить» просто потому, что ученик сделал не так, как он считает нужным, а правила точно не регламентируют данный вопрос. При этом если одному ученику он говорит, что нужно сделать ТАК, если он сделал ИНАЧЕ, и ставит ему штрафные баллы, то второму ученику, который делает ТАК, он говорит, что нужно было сделать ИНАЧЕ, и снова ставит штрафные баллы. Перед экзаменом я решила задать все вопросы по спорным ситуациям.
6. Поворотники. Поскольку в прошлый раз мне записали в качестве ошибок 2 «невключенных» поворотника, на этот раз я решила продемонстрировать инспектору свое умение их включать. Дорога на маршруте очень «разбитая», поэтому часто приходилось объезжать ямы. Поскольку многие инструктора предупреждают своих учеников, что инспекторы ГИБДД любят «заваливать» на «невключенных» поворотниках при малейшем отклонении от траектории движения, даже на 50 см, не выезжая за пределы своей полосы, я решила, что каждую ямку буду объезжать с поворотниками. На экзамене даже сама удивилась тому, как нелепо это выглядит (зато инспектор должен быть доволен!).
7. Ямки. Как я уже писала, на дороге встречалось много ям. Когда готовилась к экзамену, думала, что не буду жалеть автомобиль ГИБДД и буду ездить прямо по ямам (на занятиях с инструктором берегла его автомобиль). Оказалось, что автомобиль на экзамен предоставила дежурная автошкола, а в ней сидел владелец этого автомобиля, который предупредил, что если скорость на ямах будет большая, то он будет нажимать на педаль тормоза, из-за чего экзамен для нас будет закончен преждевременно. Пришлось прислушаться к его просьбе объезжать ямы или снижать скорость, демонстрируя этому автовладельцу свое бережливое отношение и уважение к нему и к его автомобилю.
8. Ошибки. Поскольку на первом экзамене инспектор вывел меня из автомобиля, чтобы рассказать об ошибках, которые он придумал, я решила, что на этот раз меня так не проведут, и ему придется называть только те ошибки, которые я совершу, при этом говорить он будет в свой видеорегистратор. Для этого я решила попросить его называть ошибки не после экзамена, а во время движения, чтобы я «смогла зафиксировать в памяти ошибку».
Экзамен.
Приходит 2 инспектора, один из них тот, кто придумал мне ошибку в прошлый раз. Зачитывают списки, кто в каком автомобиле сдает экзамен. Я оказалась у второго инспектора, с которым еще не сталкивалась. «Возможно, этот не будет настолько наглым…» - промелькнуло у меня в голове, хотя хотелось бы пообщаться с первым. Насколько я поняла, те, кто заплатил за экзамен, остается в конце. Конечно же, я снова первая! Это даже радует, т.к. не нужно ждать, когда сдадут остальные.
Перед экзаменом прошу владельца автомобиля не нажимать на педали, т.к. «сама хорошо справлюсь с управлением». Затем задаю несколько вопросов о спорных участках инспектору, чем вызываю сильное недовольство тех, кто оказался в конце очереди (им-то не нужно знать «правильный» ответ). Спрашиваю разрешения и устанавливаю свой видеорегистратор в автомобиль. Прошу инспектора называть ошибки сразу на маршруте, когда я их сделаю.
Инспектор терпеливо ждет, когда я подготовлюсь, но молчит. Автовладелец чуть-чуть нервничает. Уведомляю о том, что готова, представляюсь в видеорегистратор, начинаю движение. Едем около 20 минут. Полное молчание (значит, не было ошибок?!). Когда же закончится экзамен?
Далее при повороте налево со второстепенной дороги пропускаю машины. Был момент, когда машины были на расстоянии около 75 м (с обоих сторон), можно было повернуть, но поскольку машина-«развалюха», педали я не чувствую (точнее, не понимаю, в какой момент они начинают действовать, т.к. приходилось вдавливать их в пол, чтобы начать движение или остановиться), я не стала рисковать (можно было заглохнуть, если резко отпустить сцепление) и стала ждать еще. Тут началось давление со стороны автовладельца и инспектора. Начали говорить, что мы будем стоять до вечера и т.п. Я спокойно вслух объясняю, что решила не рисковать, т.к. не была уверена в том, что закончу маневр, не создав помехи другим участникам движения, поворачиваю на чистой дороге (потом записали за это 1 штрафной балл).
Едем дальше, пошла 25-30-я минута. Приближаемся к ГИБДД, к концу маршрута, а ошибок больше нет. Инспектор просит выбрать место для разворота и развернуться. Везде сплошная, на всей улице, потом перекресток со светофором, на котором разворачиваться совсем неудобно. Я спокойно молча еду дальше, около ГИБДД предлагаю развернуться прямо не его территории, спрашиваю, заезжаем или нет. Инспектор не разрешает, просит выбрать другое место (выполнить его задание). Это мне даже на руку! Дальше, как раз в начале маршрута, минут через 7-10 просто шикарные места для разворотов (их я приметила на занятиях вместе с инструктором). Я с улыбкой говорю, что выполню его задание, и спокойно еду к тому месту. Пока радовалась внутри, чуть не заглохла на второй передаче и скорости 10 км в час (проезжала ямы), заработала второй штрафной балл (вообще-то его дают за то, что заглохла). На занятиях спокойно ездила на такой скорости на второй передаче (потом инструктор объяснил, что это зависит от мощности двигателя).
В одном месте, когда объезжала яму с поворотником, инспектор спрашивает, зачем я его включала. Я спокойно объясняю, для чего, а он говорит, что ввела в заблуждение других участников движения, т.к. проезжала в это время поворот (еще 1 штрафной балл).
В общем, разворачиваюсь красиво примерно на 40-й минуте. Инспектор указывает на стоянку и просит остановиться «здесь». Я спрашиваю: «Прямо «здесь» или припарковаться?» В ответ – молчание, значит, надо припарковаться, да еще и между автомобилями, чтобы не занимать лишнего места и показать свои умения, что я и делаю. Инспектор не просит выйти из машины! Либо сдала, либо будет говорить об ошибках при видеорегистраторе. Начинает говорить про те мелочи, о которых он уже говорил, насчитывает 3 штрафных балла. Итог – сдала! Инспектор хвалит, что хорошо подготовилась к экзамену, советует на дорогах не пользоваться поворотниками так часто! Затем фото за рулем на память ГИБДД.
В общей сложности ехала примерно 1,2 маршрута. Поскольку маршрут занимает около 30-40 минут, можно сделать вывод, что ехала не менее 40 минут.
Уверена, что экзамен я сдала только благодаря своему видеорегистратору, который, кстати, выключился на второй минуте экзамена, но этого мы не видели, т.к. экран был закрыт. Берите свой регистратор на экзамен и ведите беседу с инспектором только при нем.
Основываясь на собственном опыте и рассказах своих друзей, призываю будущих водителей не финансировать такие бесполезные организации, как автошколы, по крайней мере, в Москве и МО. Лучше выучиться самим, самим сдать теорию и площадку на основе экстерна, а за город либо заплатить, либо сдавать несколько раз. Считаю, что с автоинструктором заниматься необходимо и желательно все положенные 50 академических часов, так как многие из них дают хорошие знания и навыки вождения. Только для начала надо выучить ПДД. Не тратя деньги на автошколу, можно вложить их в свои навыки вождения, совместив с инструктором теорию и практику, что гораздо продуктивнее бесполезных теоретических занятий.